Виды мышления человека - добавлено по просьбе Наташа Литвинова .

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. На что не способны индивиды низких Уровней, на то способны средние Уровни, а что не доступно им, становится доступным для высоких Уровней. Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических. Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Необходимым элементом научного и художественного творчества представляется фантазия. Подобное нарушение обычно характерно для , но может отмечаться при и , а также при лёгких степенях. Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого процесса. Конвергентное схождение необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. Метод синектики разрабатывался как модификация метода «мозгового штурма», но в процессе практического использования выяснилось, что он подходит не только для группового решения, но и для индивидуального.

В слове заключены важнейшие предпосылки дискурсивного, т. Понятие выступает как важный элемент не только мышления и речи, но и восприятия, внимания, памяти. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, т. Использование метода синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляет вслух, произнося в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современником, но и предшествовавших поколений.

На нижних Уровнях существуют примитивные типы мышления, на средних — более совершенные, и на самых высоких ступенях развития располагаются самые совершенные формы мышления. Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Посредством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Поощряются любые идеи, даже шуточные.

Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека. Отражение общего невозможно в виде конкретного образа, общее отражается в понятии, возможно выразить словом. Телепатия — это приём чужих мыслей на расстоянии, прочитывание их смыслового содержания без помощи звуков, символов и письменного выражения информации. До определённого момента времени считали, что человеку присущ только один вид мышления, на основе которого с помощью всевозможных биоэлектрических и химических реакций мозга, он способен преобразовывать физическую материю. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. Вопрос о связи мышления и речи является для психологии крайне важным. Обезьянка неоднократно выполняет серию описанных выше действий, бегает по острову с пустым ведром, приходит в состояние возбуждения и т. Он привлекал к себе внимание ученых на протяжении всей истории развития психологических исследований. В развитии семантической смысловой стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частных смысловых единиц, таких как отдельные слова.

Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Интел­лект у человека один, и едины основные механизмы мыш­ления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом слу­чае перед умом человека» 1. Дискретность мышления проявляется и в том, что оно мыслит обрывочно создаёт разрозненные теории и не способно соединять фрагменты информации в единое целое из-за отсутствия в подсознании глобальных понятий о мире; не способно нарисовать целостную картину мироздания. Обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделение того, что является у них общим. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т. Третий вид условных рефлексов - рефлексы на соотношение обобщенных образов, рефлексы, формирующие пока еще не отраженный современной психологией мышления и соответствующий уровню развития мозга неандертальца, обобщенно-образный вид мышления.